УДК: 378.147
ББК: 51.1
Данилова И.М., Абржин Д.С., Крючкова Е.С., Царева Е.С., Павлова С.И.
Заинтересованность студентов-медиков третьего курса в изучении дисциплины «Фармакология»
Ключевые слова: фармакология, преподавание, студенты, специальность «Лечебное дело», обучение, мотивация, анкетирование
В статье представлены результаты исследования с использованием метода сплошного письменного анонимного анкетирования обучающихся третьего курса медицинского факультета по специальности «Лечебное дело». Студентам были заданы вопросы о целях, которые они ставят перед собой при изучении дисциплины «Фармакология» и на медицинском факультете в целом, о способах подготовки к занятиям и удовлетворенностью процессом обучения в целом. 20,3% молодых людей и 18,2% девушек третьего курса обучаются в университете из-за внешних причин. 26,1% молодых людей и 25,4% девушек при изучении «Фармакологии» стремятся только сдать экзамен по дисциплине, данный показатель выше у «работающих» студентов. «Фармакология» входит в число значимых предметов: дисциплина занимает первое-второе место по приоритетности среди остальных дисциплин третьего курса. 46,6% молодых людей и 49,3% девушек ставят «Фармакологию» на первое место по сложности изучения. Трудности в освоении дисциплины 37,8% девушек связывают со сложностью предмета, 32,7% – с нехваткой времени. 23,5% юношей и 19,2% девушек считает, что им не хватает знаний по другим базовым дисциплинам. Сложности с освоением предмета не связаны с особенностями кадрового потенциала: 79,5% юношей и 75,6% девушек оценивает своих преподавателей на 5 баллов по пятибалльной шкале. Большая часть студентов готовится к лабораторным занятиям по «Фармакологии» за несколько дней (48,9% юношей, 40,8% девушек) или накануне (37,5% юношей, 54,2% девушек). Около 20% юношей готовятся к занятиям недостаточно или не готовятся вовсе.
Литература
- Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В. Анкетирование студентов – эффективный инструмент мониторинга внутренней среды вуза // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2012. № 4(28). С. 96–98.
- Артюкевич А.Н. Влияние мотивации и мотивов учения на эффективность процесса обучения студентов вуза // XLIII научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов и сотрудников Сахалинского государственного университета: сб. материалов. Южно-Сахалинск, 2014. С. 107–116.
- Артюшкова Е.Б., Кривошлыкова М.С. Деятельностный подход в преподавании фармакологии // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: сб. трудов Всерос. науч.-учеб. конф. с междунар. участием, посвящ. 82-й годовщине КГМУ. Курск, 2017. С. 69–72.
- Беляева Г.Ф., Царенко А.С. Опросы «Преподаватель глазами студента» как инструмент усовершенствования управления учебным процессом в вузе // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 32. С. 2.
- Балакирева А.И., Власов П.Н., Балакирева Е.А., Погорелова Е.И., Калмыкова Г.В. Результаты анкетирования, посвященного вопросам профориентации, студентов 1 курса педиатрического факультета // Инновации в науке. 2015. № 42. С. 72–77.
- Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Ситникова О.Ю., Козлов В.В. Изучение отношения студентов к формам контроля знаний для оптимизации преподавания в вузе // Сеченовский вестник. 2016. № 1. С. 48–52.
- Гайсина Е.Ф., Изможерова Н.В. Инновационные технологии в преподавании фармакологии и клинической фармакологии // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. № 4, Т. 18. С. 19–22.
- Коротовских Л.С. Кейс-метод как способ повышения компетентности обучающихся на кафедре фармакологии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. 2018. № 4, т. 10. С. 72–76.
- Литвинова Т.А., Овсянко Е.В., Залавина С.В., Саматова И.М., Городкова Е.В., Пономаренко Ю.Л., Овсянко Я.У. Управление качеством учебного процесса и педагогической деятельностью через анкетирование обучающихся // Медицина и образование в Сибири. 2008. № 2. С. 13.
- Литвинова Т.Н., Юдина Т.Г., Русинова Т.В., Литвинова М.Г. Анкетирование студентов первого курса «Изучение химии глазами студентов» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-1. С. 178–181.
- Солёнова Е.А., Мукин В.А. Фармакологическое образование врачей в университетском пространстве // EUROPEAN RESEARCH: сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Пенза, 2017. С. 205–209.
- Kool A., Mainhard T., Brekelmans M., van Beukelen P., Jaarsma D. Goal orientations of health profession students throughout the undergraduate program: a multilevel study. BMC Med Educ, 2016, vol. 16, p. 100.
- Malau-Aduli B.S., Lee A.Y.S., Cooling N., Catchpole M., Jose M., Turner R. Retention of knowledge and perceived relevance of basic sciences in an integrated case-based learning (CBL) curriculum. BMC Med Educ, 2013, vol. 13, p. 139.
- Hongbin Wu, Juan Zheng, Shan Li, Jianru Guo. Does academic interest play a more important role in medical sciences than in other disciplines? A nationwide cross-sectional study in China. BMC Med Educ, 2019, vol. 19, p. 301.
- Horn L., Tzanetos K., Thorpe K., Straus S.E. Factors associated with the subspecialty choices of internal medicine residents in Canada. BMC Med Educ, 2008, vol. 8, p. 37.
- Jones D., Yamashita T., Ross R.G., Gong J. Positive predictive value of medical student specialty choices. BMC Med Educ, 2018, vol. 18, p. 33.
Сведения об авторах
- Данилова Ирина Мирославовна
- старший преподаватель кафедры фармакологии, клинической фармакологии и биохимии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (medicine345@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0009-0000-7836-8081)
- Абржин Дмитрий Сергеевич
- студент IV курса медицинского факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары )
- Крючкова Елена Сергеевна
- студентка IV курса медицинского факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары )
- Царева Екатерина Сергеевна
- студентка IV курса медицинского факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары )
- Павлова Светлана Ивановна
- доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой фармакологии, клинической фармакологии и биохимии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (flavonoid@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9976-7866)
Ссылка на статью
Данилова И.М., Абржин Д.С., Крючкова Е.С., Царева Е.С., Павлова С.И. Заинтересованность студентов-медиков третьего курса в изучении дисциплины «Фармакология» [Электронный ресурс] // Acta medica Eurasica. – 2019. – №3. – С. 43-52. – URL: https://acta-medica-eurasica.ru/single/2019/3/6/.