Статья журнала

Голенков А.В., Козлов В.А., Сапожников С.П.

Динамика показателей удовлетворенности студентов медицинского вуза образовательными услугами

Ключевые слова: образовательные услуги, удовлетворенность, студенты-медики вуза

Цель исследования – сравнить результаты удовлетворенности студентов-медиков университета качеством учебного процесса и его компонентами. По апробированной ранее анкете, учитывающей качество лекций, практических занятий, производственной практики, изданную преподавателями литературу, обеспеченность учебниками, организацию зачетов и экзаменов, было опрошено 976 студентов II–V курсов трех специальностей («Лечебное дело» – 565, «Педиатрия» – 157, «Стоматология» – 254). В 2014 г. по сравнению с 2010 г. в целом несколько увеличился средний оценочный балл практически по всем показателям. Однако число недовольных чтением лекций студентов достоверно возросло, что можно связать отчасти и с внедрением в учебный процесс мультимедийных презентаций. Для улучшения качества образовательных услуг необходимо разработать программу непрерывного повышения квалификации преподавателей и устранения выявленных недостатков.

Golenkov A., Kozlov V., Sapozhnikov S.

DYNAMICS OF MEDICAL STUDENTS’ SATISFACTION WITH EDUCATIONAL SERVICES

Keywords: educational services, satisfaction, medical university students

The aim of the research is to compare the results of medical university students' satisfaction with the quality and the components of their educational process. We surveyed 976 students in their second – fifth years specializing in three medical spheres («General Medicine» – 565, «Pediatrics» – 157, «Stomatology» – 254) by means of an earlier approved questionnaire that was aimed to find out the students' attitude to the quality of the lectures, practical training, work practice, the professors' publications, provision with textbooks, organizational issues of tests and examinations. The analysis showed that the mean score increased a little practically at all indicators in 2014 as compared to 2010. However, the number of students dissatisfied with lecturing has definitely increased that might have roots in the introduction of multimedia presentations in educational process. To improve the quality of educational services it is necessary to work out a program providing continuous professional development of professors and elimination of the revealed shortcomings.

Литература

  1. Блинова Е.Г., Гегечкори И.В., Жернакова Г.Н., Толькова Е.И. Оценка степени удовлетворенности студентов качеством преподавания в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2; URL: science-education.ru/116-12537 (дата обращения: 18.07.2015).
  2. Гайдукова Г.Н. Социологический мониторинг удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 105–111.
  3. Голенков А.В. Мониторинг качества учебного процесса в вузе // Вестник Чувашского университета. 2007. № 1. С. 92–98.
  4. Голенков А.В. Внутренняя учебная мотивация у студентов в процессе изучения психиатрии // Инновационные технологии в современном образовательном процессе: материалы междунар. учеб.-метод. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. С. 126–128.
  5. Голенков А.В., Марков Д.С. Удовлетворенность студентов-медиков образовательными услугами // Инновационные технологии в современном образовательном процессе: материалы междунар. учеб.-метод. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. С. 132–135.
  6. Дианкина М.С., Голенков А.В., Яковлева А.В. Качество обучения в медицинском вузе (психолого-педагогические аспекты). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. 274 с.
  7. Маркова Н.А. К вопросу о создании объективной системы оценки качества образования в вузе // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1123–1126.
  8. Новокрещенова Н.А. Оценка удовлетворенности потребителей как информационная основа совершенствования системы менеджмента качества вуза // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 24. С. 232–237.
  9. Русанова А.А. Удовлетворенность как показатель качества образования в современном вузе (из опыта конкретного социологического исследования) // Современные исследования социальных проблем. Т. 7, № 3. С. 105–111.
  10. Burgess A., Oates K., Goulston K., Mellis C. First year clinical tutorials: students’ learning experience. Med. Educ. Pract., 2014, Nov., vol. 28, no. 5, pp. 451–456.
  11. Darragh L., Baker R., Kirk S. Teaching Medical Students, what do Consultants think? Med. J., 2015, Jan., vol. 84, no. 1, pp. 37–41.
  12. Sundus A., Haider M.N., Ibrahim M.F., Younus N., Farooqui M.T., Iftikhar F., Siddique O., Aziz S. Medical studentsperception of their medical environment-expected versus actual perceptions a cross sectional study. Pak. Med. Assoc., 2014, Feb., vol. 64, no. 2, pp. 230–236.

References

  1. Blinova E.G., Gegechkori I.V., Zhernakova G.N., Tol’kova E.I. Otsenka stepeni udovletvorennosti studentov kachestvom prepodavaniya v meditsinskom vuze [Assessment of students’ satisfaction with quality of teaching in medical school]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 2; URL: www.science-education.ru/116-12537 (data obrashcheniya: 18.07.2015).
  2. Gaidukova G.N. Sotsiologicheskii monitoring udovletvorennosti potrebitelei kachestvom obrazovatel’nykh uslug [Sociological monitoring of consumers’ satisfaction with quality of educational services]. Vysshee obrazovanie v Rossii [The Higher education in Russia], 2012, no. 11, pp. 105–111.
  3. Golenkov A.V. Monitoring kachestva uchebnogo protsessa v vuze [Monitoring of quality of educational process in higher education institution]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2007, no. 1, pp. 92–98.
  4. Golenkov A.V. Vnutrennyaya uchebnaya motivatsiya u studentov v protsesse izucheniya psikhiatrii [Students’ educational intrinsic motivation in the course of studying psychiatry]. Innovatsionnye tekhnologii v sovremennom obrazovatel’nom protsesse: materialy Mezhdunar. ucheb.-metod. konf. [Proc. of Conf. «Innovative technologies in modern educational process»]. Cheboksary, 2011, pp. 126–128.
  5. Golenkov A.V., Markov D.S. Udovletvorennost’ studentov-medikov obrazovatel’nymi uslugami [Satisfaction of medical students with educational services]. Innovatsionnye tekhnologii v sovremennom obrazovatel’nom protsesse: materialy Mezhdunar. ucheb.-metod. konf. [ of Conf. «Innovative technologies in modern educational process»]. Cheboksary, 2011, pp. 132–135.
  6. Diankina M.S., Golenkov A.V., Yakovleva A.V. Kachestvo obucheniya v meditsinskom vuze (psikhologo-pedagogicheskie aspekty) [Quality of training in medical school (psychology and pedagogical aspects)]. Cheboksary, 2008, 274 p.
  7. Markova N.A. K voprosu o sozdanii ob»ektivnoi sistemy otsenki kachestva obrazovaniya v vuze [An issue of building an objective system of assessment of education quality in higher education institution]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2015, no. 9, pp. 1123–1126.
  8. Novokreshchenova N.A. Otsenka udovletvorennosti potrebitelei kak informatsionnaya osnova sovershenstvovaniya sistemy menedzhmenta kachestva vuza [Assessment of consumers’ satisfaction as information basis for improvement of quality management system of higher education institution]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva [The Bulletin of the Volga university of V.N. Ta­tishchev], 2011, no. 24, pp. 232–237.
  9. Rusanova A.A. Udovletvorennost’ kak pokazatel’ kachestva obrazovaniya v sovremennom vuze (iz opyta konkretnogo sotsiologicheskogo issledovaniya) [Satisfaction as an indicator of quality of education in modern higher education institution (from experience of concrete sociological research)]. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem [Modern researches of social problems], 2012, vol. 7, no. 3, pp. 105–111.
  10. Burgess A., Oates K., Goulston K., Mellis C. First year clinical tutorials: students’ learning experience. Med. Educ. Pract., 2014, Nov., vol. 28, no. 5, pp. 451–456.
  11. Darragh L., Baker R., Kirk S. Teaching Medical Students, what do Consultants think? Med. J., 2015, Jan., vol. 84, no. 1, pp. 37–41.
  12. Sundus A., Haider M.N., Ibrahim M.F., Younus N., Farooqui M.T., Iftikhar F., Siddique O., Aziz S. Medical studentsperception of their medical environment-expected versus actual perceptions – a cross sectional study. Pak. Med. Assoc., 2014, Feb., vol. 64, no. 2, pp. 230–236.

Сведения об авторах

Голенков Андрей Васильевич
доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии, медицинской психологии и неврологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (golenkovav@inbox.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3799-0736)
Козлов Вадим Авенирович
доктор биологических наук, кандидат медицинских наук, профессор кафедры медицинской биологии с курсом микробиологии и вирусологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (pooh12@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7488-1240)
Сапожников Сергей Павлович
доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской биологии с курсом микробиологии и вирусологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (adaptogon@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0967-7192)

Ссылка на статью

Голенков А.В., Козлов В.А., Сапожников С.П. Динамика показателей удовлетворенности студентов медицинского вуза образовательными услугами [Электронный ресурс] // Acta medica Eurasica. – 2015. – №3. – С. 42-47. – URL: https://acta-medica-eurasica.ru/single/2015/3/5/.